Царь Чах-Чах(часть 1)


Было ли, не было — жил один бедный мельник.
Носил он рваный тулуп, запылённую мукой
папаху и жил на берегу реки, в своей старой
мельнице. И была у него только завалявшаяся в
золе лепёшка хлеба да кусок сыру.
Пошёл однажды этот мельник на мельницу
открыть воду, возвращается, видит — нет сыра.
В другой раз пошел он закрыть воду, возвращается, видит —
пропала лепёшка.
Кто же это украл? Думает он, думает и на пороге мельницы ставит
капкан. Утром встает, видит — попала в капкан лиса.
— Ага, проклятая воровка, это ты съела сыр и лепёшку, да? Погоди,
я тебе сейчас покажу, как воровать сыр! — говорит мельник, берёт
лом и хочет убить лису.
Лисица просит-умоляет:
24
— Не убивай меня! Ну что такое кусок сыру? А из-за него ты хочешь
убить меня! Отпусти лучше, я тебе много добра сделаю.
Послушался мельник и отпустил лису. Лиса бежит к мусорной яме
царя той страны, роется там, роется и находит золотую монету.
Бежит лиса к царю и говорит:
— Да продлится жизнь твоя, о царь! Дай мне меру. У царя Чахчаха
есть немного золота, смерим — принесем обратно.
— Кто этот Чахчах? — спрашивает в удивлении царь.
— Ты его не знаешь, Чахчах — очень богатый царь, а я его везир.
Дай меру, отмерим золото — принесём обратно, тогда и узнаешь.
Берёт лиса меру, уносит, суёт в щель золотой, что нашла в мусорной
яме, и вечером приносит меру обратно.
— Уф, — говорит, — мерили, мерили, насилу отмерили.
“Неужели правда, что они этой мерой золото мерили?” — думает
царь.
Встряхивает меру — со звоном выпадает оттуда золотая монета.
На следующий день лиса снова приходит царю:
— У царя Чахчаха есть немного драгоценных камней и жемчуга.
Дайте вашу меру — отмерим принесём обратно.
Берет она меру и уносит. Находит одну жемчужинку, сует её в щель
и вечером снова приносит меру обратно.
— Ох, — говорит, — уморились, пока намерили!
Царь встряхивает меру, выпадает жемчужинка.
25
Удивляется царь: должно быть, очень богат этот Чахчах — золото,
драгоценности и жемчуг мерой мерит.
Проходит несколько дней. И вот является как-то лиса к царю
свахой.
— Царь Чахчах, — говорит, — задумал жениться и хочет взять в
жёны твою дочь.
Царь радуется, не может нарадоваться.
— Ну, идите, — говорит, — торопитесь, готовьтесь к свадьбе!
В царском дворце бегают, суетятся, готовятся к свадьбе, а лиса
бежит на мельницу. Прибегает, поздравляет мельника:
— Сосватала тебе царскую дочку! Готовься, поедем свадьбу
справлять.
— Вай, пусть рухнет твой дом! Что это ты натворила? — перепугался
мельник.
— Мне ли жениться на царской дочке? Ни жилья у меня нет, ни
одежды. Что мне теперь делать?
— Ты не бойся, положись во всем на меня, — успокаивает его лиса и
бежит обратно к царю.
Вбегает лиса во дворец и поднимает шум:
— Царь Чахчах с большой свитой ехал венчаться. По дороге
вражеские войска напали на него, всех его людей перебили, всё
добро унесли. Сам он спасся, бежал. В ущелье мельница есть, там он
и укрылся, а меня послал обо всем рассказать вам и одежду
принести ему, чтобы он мог приехать, обвенчаться, а потом уж он
отомстит врагу.
26
Царь тут же приказывает принести всё, что нужно, отдаёт лисе,
посылает с ней множество всадников, чтобы со всеми почестями
доставили будущего зятя во дворец.
Торжественно подъезжают всадники к мельнице и останавливаются
около неё.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *